Александр Залупин из Ростова-на-Дону — эксцентричный художник и самопровозглашенный отец русского гей-шансона, записывающий любовные криминальные байки. «Нейороманах Феофан, Big Russian Boss и Юрий Дудь — все эти звезды эпохи интернета, безусловно являются внебрачными детьми Александра Сергеевича, цинично забывшими великолепного Папу», — считает критик А. Троцкий.

По просьбе «Открытых» журналистка и почитательница сложных мемов Хатима Мутаева задала Залупину все волнующие вопросы.

Фото: Денис Яковлев

Кто такой Александр Залупин?

Я появился на свет в Ростове-на-Дону в 1969-м, в этом году отмечу юбилей — 50 лет. Музыкой я занялся в начале нулевых, после очередной отсидки [в тюрьме]. Вышел на свободу и понял, что так больше не могу: хочу обратить свой грустный опыт во что-то другое, смутно понимал, что хочу заниматься творчеством, но не знал каким. Потом встретил единомышленника в лица композитора Фантомаса, стали что-то записывать, теряли, браковали. В итоге песни «Судьба», «Мама», «Танго-Кокаин» и «Раки» вошли в первый альбом «Сладкий и гадкий» и пошло-поехало. Я всегда знал, что моя боль пройдёт и станет чем-то, что сможет вдохновлять и помогать другим людям. Теперь я ежедневно получаю письма благодарности, это невероятно вдохновляет и радует.

В чем разница между обычным шансоном и гей-шансоном?

Гей-шансон дал голос тому, кто прежде молчал — заключенному-гомосексуалу. Это то, что я называю «петух запел, и морок спал» или «темнее всего перед рассветом», как в песне «Нет печали». Я верю, что тюрьма современных представлений и предрассудков также будет разрушена, и мы все выйдем из заключения, кем бы ни являлись.

Пластинка «Сладкий и гадкий» в Apple Music

Кому посвящены ваши песни?

Различным людям, обстоятельствам и ситуациям, которые были со мной. Любимым мужчинам. Иногда никому.

Многие ваши слушатели считают, что вам стоит представлять Россию на «Евровидении». Когда-нибудь думали об этом?

Думал за час до интервью — поклонник опять написал в личку, думая что он первый. Стратегически это был бы беспроигрышный выбор оргкомитета, и я бы не посрамил Родину!

«Твое «нет», его нет»

Насколько удобно выступать в латексных масках? Где вы вообще берете свои роскошные вещи?

Я почти никогда не использую латекс на концертах. Многие мои маски выполнены из специального дышащего инновационного материала, разработанного во времена Дмитрия Медведева. Идеи костюмов — плод совместного полёта фантазий, сотрудничества меня и дизайнеров, популярных брендов. Могу, например, выделить марку For Kings Only.

Культура шансона кажется довольно гомофобной. Звание короля
гей-шансона не мешает карьере?

Ну, я король в своём царстве. А это царство придумал я сам, создав расширенный шансон. Так что всё ок.

Как вы считаете, в нашей стране существует ЛГБТ-искусство? Кроме шансона, конечно же.

Увы, это очень рыхлая и одновременно узкая ниша. Бывает, знакомишься с приятным парнем, он оказывается молодым художником. Смотришь то, что он делает, а это ерунда какая-то. Либо невнятица, либо калька, либо компот. А мог бы делать яркое русское ЛГБТ-искусство.

Первый и пока единственный клип Залупина

Помимо музыкальной карьеры, чем вы занимаетесь в обычной жизни?

Чередую периоды шика и умеренности, невидимости и проявлений, разврата и отношений. Помните, как у Лимонова в «Великой матери любви»? «Я из тех, кто легко меняет жизнь в борделе на жизнь в монастыре».

В 2012 году вы делали выставку «Московский гомосексуализм». Не хотите повторить?

За это время я сделал несколько новых серий. Одну из них я выставлял на групповой выставке «Путешествие к центру земли» прошлым летом на «Артплее». Это были коллажи, в которых соединялись тату разных тюремных каст. В этом же году я выставлял свою графику, живопись и скульптуру в галерее друга в Париже. С радостью откликаюсь на вменяемые предложения, просто в России много в сфере организации выставок каких-то непонятных людей.

В песне «Биеннале» вы поете о современном искусстве. У вас есть любимые художники?

Долгое время я брезговал абстрактными эскпрессионистами из-за их гомофобии, отдавал предпочтение Уорхолу, но сейчас я погрузился в наследие этих великих художников с головой. Вот бы сделать что-то такое, но в своём стиле и с оглядкой на современность!

«Биеннале»

Летом вы выступали на фестивале «Форма». У вас бывают проблемы с выступлениями из-за специфики текстов?

Было одно смешное выступление, корпоратив недалеко от «Лубянки». Организатор был большим моим фанатом и не жалел денег, но опасался прослушки, поэтому нецензурные выражения приходилось заменять на нейтральные. Так в песне «Магадан» я заменил строку «Я тебя сейчас обоссу» на «Я тебя сейчас обниму». Иногда я специально пою так теперь на концертах, это неизменно вызывает восторг у слушателей.

Вы планируете когда-нибудь раскрыть свою личность?

Да, в 2022-м.

«Открытые» — некоммерческий проект. Мы все работаем безвозмездно и вкладываем в ресурс свои деньги. Будем рады вашей поддержке. Перечислить любую комфортную для вас сумму можно здесь.