С 23 по 26 мая в Москве пройдет фестиваль квир-кино «Бок о бок» (программа здесь). Вот уже 11 лет там показывают последние фестивальные хиты и важные ЛГБТ-фильмы прошлого. «Открытые» гордятся организаторками фестиваля Мэнни де Гуэр, Гулей Султановой, а также всеми причастными.

В предверии фестиваля мы попросили команду «Бок о бока» посоветовать квир-фильмы, которые стоит посмотреть с родителями. Сохраняйте в закладки.

«Детки в порядке»

The Kids Are All Right

Наташа Житова, помощница кинофестиваля: «Если говорить о такой непростой теме, как просмотр ЛГБТ-фильмов с родителями, я бы посоветовала обратить внимание на фильм Лизы Холоденко «Детки в порядке». Это кино об американской семье, в которой две мамы воспитывают дочь и сына. В какой-то момент дети решают разыскать своего биологического отца и познакомиться с ним.

Когда мы смотрим кино вместе с родителями, важно, чтобы у нас появилось пространство диалога, в котором мы сможем обсуждать все, что нас волнует, и одновременно отождествлять себя с персонажами. «Детки в порядке» как нельзя лучше могут помочь в этом. В фильме мы следим за жизнью родителей и детей, видим проблемы, с которыми им приходится сталкиваться, и эти проблемы не так уж уникальны, как может показаться на первый взгляд.

В какой-то момент становится не так уж и важно, ЛГБТ-семья перед тобой или нет. На первый план выходит главное: семья — это не набор половых характеристик и привычных иерархий, а то пространство любви, уважения и ответственности, которое возникает вокруг близких людей».

«С любовью, Саймон»

Love, Simon

Виктор Тимохов, помощник кинофестиваля: «I’m just like you. I have a totally, perfectly normal life. Except I have one huge-ass secret. Эту фразу произносит Саймон, главный герой американской комедийной драмы «С любовью, Саймон» в самом начале фильма, и именно она становится основной идеей всей картины. Режиссёр Грег Берланти хочет показать зрителю, что геи – это абсолютно обычные люди, проживающие обычную жизнь и отличающиеся от других лишь своей сексуальной ориентацией.

Саймон – старшеклассник из пригорода Атланты, скрывающий от семьи и друзей свою гомосексуальность. Однажды он начинает анонимную переписку с неким Блю и постепенно в него влюбляется. Но вскоре их письма попадают в руки школьного «клоуна» Мартина, который угрожает раскрыть всем секрет Саймона, если он не поможет Мартину завязать роман с его подругой.

Лёгкий саундтрек, искромётный юмор, трогательная история любви и, конечное же, обаятельный главный герой, которого сыграл 24-летний красавчик Ник Дж. Робинсон — всё это не оставит равнодушным никого. Кто-то лучше начнёт понимать чувства своих друзей/детей/коллег, кто-то поймёт, что геи – это обычные люди, а кто-то увидит в Саймоне и его истории себя (как-то так и началась история моей любви, например).

Отдельно хотелось бы упомянуть показ этого фильма на фестивале «Бок о Бок» в 2018 году: мы всем залом переживали за судьбу Саймона, смеялись от комедийной стороны фильма и в один момент даже аплодировали героям, а в конце двое парней просто обняли друг друга и начали плакать. Это было очень трогательно.

Если у ваших родственников в голове сложился устойчивый образ стереотипного гея или же вы просто хотите, чтобы они лучше понимали вас, ваши мысли и переживания, то им точно стоит показать этот фильм». 

«Абрикосовые рощи»

Apricot Groves

Май, организаторка кинофестиваля: «Эта картина демонстрировалась на «Бок о Боке» в 2017 году и очаровала своей пронзительностью, изяществом, красотой видеоряда и саундтрека, и в завершение всего победила в номинации «Лучший игровой фильм».

Перед нами история Арама — транс-мужчины ирано-армянского происхождения, с детства живущего в Америке. Арам едет на родину в Армению, чтобы познакомиться с семьёй партнёрки и попросить у её отца разрешения жениться. Это история о традициях и свободе, о взаимоотношениях поколений и принятии, об идентичности и любви.

Картина уводит в медитативное состояние. Вы с картиной становитесь единым целым, вы наблюдаете, вы исследуете, вы проживаете. Почему стоит посмотреть данную картину с родителями? Потому что она многогранна, красива и важна. Она о том, что мир разнообразен и что в этом необъятном разнообразии нас выручают искренность и человечность».

«Болезнь»

Bolesno

Менни де Гуэр, организаторка кинофестиваля: «Фильм показывает жестокие реалии, когда родители не принимают своих детей такими, какие они есть и стараются изменить их, несмотря ни на что.

В 16 лет родители отправляют Ану в психиатрическую лечебницу, где девушку принудительно «лечат» от гомосексуальности. Пять долгих лет в больнице оставили в её душе неизгладимый след. Героине удается выбраться из лечебницы, а затем с помощью интенсивной терапии преодолеть ужасы прошлого и начать новую жизнь.

Фильм «Болезнь» о любви, предательстве, мести и умении прощать».

«Сорванец»

Tomboy

Менни де Гуэр, организаторка кинофестиваля: «Нежный и смешной французский фильм прекрасно раскрывает переживания трансгендерного ребёнка. 10-летняя Лора ощущает себя мальчиком, называет себя Микаэлем. Что интересно, сверстники воспринимают Микаэля вполне адекватно, а проблемы возникают только у взрослых… 

Мы смотрим на мир глазами Микаэля, проходим через все гендерные барьеры и условности вместе и нам становится так же плохо, когда преображение героя заканчивается и ограниченные родители заставляют Микаэля снова стать Лорой, напяливая на неё совершенно нелепое девчачье платье.

Этот фильм рекомендован для просмотра во французских школах».

«Кто теперь меня полюбит?»

Who’s Gonna Love Me Now?

Гуля Султанова, организаторка кинофестиваля: «Документальный израильский фильм как нельзя лучше показывает, что понимание с родителями, семьей и с самим собой — длительный и трудный процесс. 

Молодой еврей из очень религиозной семьи Саар не может найти понимание со своими узколобыми родственникам, уезжает в Лондон, пытается себя реализовать, но сильно тоскует по семье и родному кибуцу. 

Когда Саар узнаёт, что у него ВИЧ, это становится еще одним препятствием к воссоединению с семьёй. Но многочисленные попытки сближения, разговоры и в конце концов требования Саара принять его таким, какой он есть, делают своё дело: Саар возвращается в кибуц, начинает заниматься профилактикой ВИЧ и коренным образом меняет своих родственников и атмосферу в родном городе.

Главный герой фильма приезжал к нам на кинофестиваль в Петербург и поразил публику своей харизмой и жизнелюбием. А заодно рассказал, как его родители теперь разъезжают с фильмом «Кто теперь меня полюбит?» по всему миру, рассказывая о своём опыте принятия сына».

«Гордость»

Pride

Даша Железнова, организаторка «Бок о бока»: «Я помню, как смотрела этот фильм в московском кинотеатре «Звезда» с мамой: перед началом меня просто распирало от радости. В итоге вышли из кинотеатра мы такими же радостными, потому что привычной «грустной ЛГБТ-темы» там не было. «Гордость» — идеальное идеологическое продолжение «Чумовых ботов», «Сделано в Дагенхэме», «Билли Эллиота» и даже «Девочек из календаря». 

История замешана на человечности: инициативная группа геев и лесбиянок из Лондона решает собрать денег в помощь маленькому шахтёрскому городку в Уэльсе во время забастовок 1984-1985 года. Искренний энтузиазм и решительность активистов встречаются с гостеприимством ячейки профсоюза маленького городка и предрассудками большинства. Тут есть танцы, песни и шутки на каждом шагу, но это ничуть не мешает фильму брать очень серьёзные и эмоциональные высоты. (У меня каждый раз глаза на мокром месте, когда все поют феминистский гимн «Bread & Roses»). При этом общее настроение фильма удивительно яркое, легкое и вдохновляющее. Он про значение как маленьких бытовых жестов, так и громких коллективных заявлений гордости. Родителям, которые волнуются за то, что их гомосексуальным детям выпала сложная жизнь, должно понравиться: это прекрасная история дружбы и поддержки».

«Картофелинка»

Potato Dreams

Даша Железнова, организаторка «Бок о Бока»: «Короткометражка, которая просто обязана отозваться в сердце любого советского родителя. Автобиографический рассказ режиссера Уэса Хёрли, который эмигрировал вместе с матерью из Советского Союза в США, в некотором смысле из огня да в полымя, потому что новый муж матери оказался христианским фундаменталистом. Фильм до конца держит в напряжении и бьёт прямо в сердце: прямая речь матери и самого Уэса воспроизводят атмосферу пресловутых «разговоров на кухне» о самом важном». 

«Зови меня своим именем»

Call Me by Your Name

Вера Пушкина, PR «Бок о бока»: «Я узнала об этом фильме Луки Гуаданьино по работе: на тот момент я сотрудничала с дистрибьюторами, которые выпускали его в России. Уже за пару месяцев до премьеры директы наших аккаунтов в соцсетях стали осаждать поклонники этой истории: «Когда же картина выйдет на экраны?». Наконец добравшись до кинозала и посмотрев ее сама, я разделила их восторг: фильм удивительной красоты искренне рассказывает про неподдельное чувство первой любви, знакомое каждому из нас. Не отозваться эмоционально на синтез точного в психологии сценария, убедительной актерской игры, гипнотизирующего саундтрека и пейзажей было невозможно.

Сомнения, поиск подходящих слов, желание близости, первые поцелуи, танцы до утра — все это ждет семнадцатилетнего Элио (Тимоти Шаламе) в летние каникулы на севере Италии. За этими жаркими днями будет осень, боль от первого расставания и неизбежное взросление.  Прожить сложный период помогут родители – понимающие и принимающие, которые не стремятся лезть в душу, но всегда готовы поддержать сына, будь то первый шаг навстречу любимому человеку или разбитое сердце.

Впечатления от этого кино были весьма сильными, и я рассказала о них маме, после чего она тоже захотела посмотреть картину. Впрочем, совместного просмотра у нас так пока и не случилось — жду, когда фильм еще раз пойдет на большом экране.

Я бы сказала, что этот фильм стоит посмотреть с семьей: у нас может не быть виллы в Крема или ученой степени в гуманитарных науках, но доверие, взаимное уважение и поддержка в семье строятся собственными руками».

Не пропустите на «Бок о бок» в Москве: «Рафики», «Неправильное воспитание Кэмерон Пост», «Счастливый принц», «Бабочки».