Россия всегда отчаянно пыталась отрицать или подавлять существование ЛГБТК+ людей на её территории. Что, конечно, отбросило густую тень на представителей российского ЛГБТК+ сообщества. Но несмотря ни на что, эта история всё равно существует: от царских семей, до самых обычных граждан — геи были всегда и везде.

Слава Русова поговорила с активистом Никитой Андрияновым о его проекте «Тётки».

Манифест «Тёток»

«Мы — российские геи, гомосексуалы, пидоры, педессы, педики и глиномесы.

Мы мужеложцы, содомиты, мученики «запретной любви», мы представители «сексуальных меньшинств», мы «гомосексуалисты», мы педерасты, мы «голубые». Это всё мы. У нас много имён. И мы помним их все.

Мы есть и мы были всегда. От воинов Древней Греции до фаворитов римских императоров. От древних славян до царских тёток, московских купцов, петербургских аристократов, тверских козлов и крымских моряков. Вся наша история пропитана нами, она нами дышит, она нас помнит. Она не может существовать без нас, а мы не должны существовать без неё.

Мы были музами и творцами, писали поэмы, создавали симфонии. Мы пели в кабаре и танцевали на сцене Большого. Мы были воинами, служили в армии и даже возглавляли её, параллельно закатывая оргии в петербургских банях. Мы сражались на первых фронтах революции, и мы же бежали потом от неё.

Нас стирали из учебников, закрывали на нас глаза, к нам относились снисходительно, затыкали нам рты и связывали нам руки, нас пытались уничтожить, принимали против нас законы, нас избивали, насиловали, ссылали и казнили. Долгие годы мы терпели и были снисходительны в ответ, милосердно даруя им наши таланты. Но с этим покончено. Мы больше не будем терпеть. Мы будем кричать.

Сегодня мы громко нарекаем себя «Тётками» в честь великих геев, гомосексуалов, пидоров, педесс, педиков и глиномесов, живших на нашей земле и протоптавших тропинку нашего «голубого» будущего. Мы гордимся ими. Для нас честь продолжать их дело, быть «самыми маленькими» из сексуальных «меньшинств», настоящими содомитами. Мы считаем своим долгом рассказать про них и не позволить им быть забытыми.

Мы вернём их в наши города, наши умы, наше пространство. Расскажем про их отношения, их страсть и борьбу. Покажем, что нам есть, чьи традиции продолжать, с кого брать пример и кем восхищаться.

Земля русская навсегда запомнит своих тёток — героев, мучеников, святых убийц, революционеров, поэтов, композиторов, писателей, предпринимателей, членов царской семьи, аристократов, солдатов и простых мужиков».

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Великий князь Сергей Александрович, дядя Николая II и родной брат Александра III, по мнению некоторых ученых-славистов, стоял на вершине «гомосексуальной пирамиды» общественной жизни России. Столь высокая оценка его «талантов» заставила нас обратить внимание на его достижения и удостоить его чести стать первым в нашем рассказе о великих тётках земли русской. ⠀ Несмотря на то, что он был женат, своих детей никогда не имел (жена его, Елизавета Фёдоровна, кстати, в 90-х была прославлена в лике святых РПЦ, и, нет, не за то, что была замужем за геем). В сочетании с его «благородной» внешностью это стало поводом для многочисленных сплетен, которые дошли до наших дней в мемуарах его современников. Например, хозяйка одного из крупнейших светских салонов Петербурга генеральша Богданович в своем дневнике рассказывала о его романе с адъютантом Мартыновым. А еще с адъютантом Балясным, который часто появлялся на его семейных фотографиях. В заметках Нины Берберовой, поэтессы и авторки документально-биографических исследований, есть упоминания о встречах Сергея Александровича с Чайковским (также известной тёткой, про которую мы ещё обязательно расскажем) и о его романе с неким преподавателем латыни и греческого, который после их разрыва был отправлен в ссылку в Саратов. ⠀ По утверждениям уже современных историков, в 1887-м году Великий князь основал закрытый клуб для гомосексуалов в Петербурге, который просуществовал 4 года, пока он не был назначен генерал-губернатором Москвы и не был вынужден уехать из столицы. Ни где этот клуб находился, ни что именно там происходило, достоверно не известно. Рассчитываем только на богатое воображение наших читателей. ⠀ Кстати, после назначения Сергея Александровича на должность губернатора Москвы министр иностранных дел граф Владимир Ламсдорф сделал запись в своём дневнике: «Москва стояла до сих пор на семи холмах, а теперь должна стоять на одном бугре» (игра слов: русское слово «бугор» — созвучно испорченному франц. bougre — «содомит»).

Публикация от ✨ТЁТКИ✨ (@izvestnye_tetki)

Как возникла идея проекта?

Идея возникла после прочтения книги Михаила Зыгаря «Империя должна умереть». В ней автор красочно рассказывает о людях и событиях, которые привели наше общество к Революциям 17-го года. Для меня было откровением то, что среди деятелей искусства, а также членов царской семьи было очень много геев, лесбиянок, бисексуалов и бисексуалов. И я не говорю о просто каких-то рядовых — прямо-таки активных участников и участниц. Сергей Дягилев, например, который заставил всю Европу и Америку говорить о Российской империи и нашем балете, или губернаторе московском Великом князе Сергее Александровиче. Зинаида Гиппиус, Михаил Кузмин и Николай Клюев, Дмитрий Философов и многие другие. Как наши политики в 21-м веке могут говорить о том, что гомосексуальность пришли к нам в 90-х из Америки», когда мы прославляли нашу родину еще сто лет назад? В общем, у меня сложилось ощущение, будто государство отнимает у меня мою культуру, моих «героев», и мне захотелось восстановить справедливость. 

Почему «Тётки»?

В середине XIX века слово «тётка» (дословный перевод французского «tante») использовалось по отношению к мужчинам-проститутам. К концу столетия оно появилось в печати и служило уже для обозначения всех гомосексуалов.
Мне понравилось это наслоение культур и эпох, которое слово сосредоточило в себе, плюс, по личным ощущениям, оно не имеет того же негативного веса, что слова «пидор» или «педик». «Тётки» — звучит легко, емко и гордо!

Вы будете рассказывать только про историю геев?

Изначально «Тётки» замышлялись именно как проект про геев, но лишь потому что я и те ребята, что помогают мне, сами геи. Если у нас в команде появится девушка или трансгендерная персона, которая захочет написать про лесбийскую или трансгендерную историю, то будет просто суперклассно. Ведь кажд_ая может быть тёткой.

Какая конечная цель у «Тёток»?

Очень хочется, чтобы мы, современные российские геи, лесбиянки, бисексуалки, бисексуалы и трансгендерные люди, переосмыслили свою причастность к истории нашего государства. Нам необязательно смотреть на запад, потому что у нас тоже есть, кем гордиться и чьи традиции соблюдать. Нет, я не про то, что у русских «особый путь», а «американцы тупые», а про то, скорее, что в нашей стране и нашей культуре всегда было место для таких, как мы. И ещё какое. И как бы нам не пытались говорить, что это мода или фаза, мы всегда есть, были и будем.