В законе о так называемом запрете «пропаганды гомосексуализма» намеренно используется туманный термин «нетрадиционные сексуальные отношения». Кроме того, власти хотят защитить «традиционные ценности» в новой версии Конституции. Но что же такое исторические традиции России в контексте отношений? Историк и автор проекта «Урания» Дмитрий рассказывает, какой смысл вкладывается в понятие «традиционный» и является ли гомофобия таковой для России.

Существует несколько точек зрения на традиционные ценности в науке, но во многом они сводятся к чему-то вроде «определенные образцы и нормы поведения, традиции и ценности общества, которые имеют исторические истоки». При этом не отрицаются изменения в обществе, если они назрели, но проводить их нужно медленно и осторожно, а не слепо копировать извне.

Гомосексуальность известна в России с самого начала истории — она была заметным явлением общества, но никак не преследовалось. Известный русский историк 19 века Сергей Михайлович Соловьев писал, что на гомосексуальные отношения «нигде, ни на Востоке, ни на Западе, не смотрели так легко, как в России».

Кадр из фильма «Царь Иван Грозный», 1991 год. О гомоэротизме в советской картине можно прочитать на «Ноже»

Средневековый Содом

О гомосексуальности в Средние века, то есть с древнейших времен первых русских князей и до воцарения Петра I, известно из двух источников — церковных документов и сочинений иностранных путешественников. В «Домострое» обличается «содомский грех» в одном ряду обжорством, пьянством, недержанием поста, колдовством и песнями бесовскими. А иерей Сильвестр, наставник царя Ивана Грозного, пишет гневные речи против женоподобных придворных юношей, бреющих бороду и пользующихся косметикой. Он же в «Послании к царю Ивану Васильевичу» обличает «содомский грех» в русском войске во время похода на Казань.

Впервые ответственность за гомосексуальные связи появилась в «Стоглаве» — сборнике церковных законов 1551 года. Минимальным наказанием было добровольное покаяние в грехах и держание поста, максимальное — запрет посещать церковь на определенный срок. Наказание не снималось, пока виновные не «покаются и престанут от своих зол». При этом с 13 века в большинстве европейских стран содомия признавалась ересью и государственной изменой и наказывалась смертной казнью. Например, в германских государствах введенное в 1275 году «Швабское зерцало» содержало наказания за «содомию», а в Англии известный «Buggery Act» 1533 года предусматривал смертную казнь.

Дипломат Петр Петрей де Ерлезунда служил четыре года посланником шведского короля в Русском государстве. Он составил труд, в котором описал эпоху Ивана Грозного и Смутное время. Петр Петрей написал и о гомосексуальности: «…особливо большие бояре и дворяне делают… содомские грехи, мужчины с мужчинами…». Больше всего его возмущает ненаказуемость этого «греха», а не сам факт таких отношений: «…бояре и дворяне … считают для себя честью делать это [мужеложество], не стесняясь и гласно».

Европейский подход

Первое светское наказание появилось при Петре I в 1706 году в «Кратком артикуле», кодексе законов для военных лиц. Создавая армию по европейским образцам, император перенял и военные кодексы, которые писались в том числе под влиянием Католической церкви. В них «содомский грех» карался смертной казнью через повешение.

В 1716 году появился «Военный кодекс», в основу которого легли шведские, немецкие, французские кодексы и «Краткий артикул». Степень кары за содомию была снижена, теперь применялось телесное наказание, а в случае насилия — смертная казнь или вечная ссылка на галеры. Закон распространялся только на военных — обычные граждане не могли быть привлечены за гомосексуальную связь.

Со временем наказание смягчилось. Кроме того, в России в 1744 году смертная казнь была ограничена только до наказаний за государственную измену. Это привело к тому, что в 1741–1761 годы в России никто не был казнен. В Европе же всё было наоборот. Например, в Нидерландах прошла массовая «охота на ведьм»: гомосексуалов обвинили в землетрясениях и потопах и казнили около 300 человек.

При Екатерине Великой приняли важный документ — «Наказ Екатерины II» 1767 года. Телесное наказание за содомию было полностью отменено, потому что императрица считала, что «стыд и бесславие» — достаточная кара за гомосексуальную связь.

За весь 18 век наберется не больше 50 уголовных дел по факту «содомского греха», но приговор был скорее исключением, нежели правилом. Гомосексуальные отношения не рассматривались как угроза общественному порядку, хоть и карались скопированными из Западной Европы законами. По этой причине за такие связи почти не наказывали.

Так было до правления Николая I, когда в 1832 году приняли закон против «мужеложства» для всех граждан империи. Параграф 995 предусматривал наказание в виде лишения всех прав и ссылки в Сибирь сроком на 4-5 лет. Но и эта статья стала слепым копированием — российские законодатели перенимали правовые нормы европейских кодексов, в частности немецких.

Портрет Александра Голицына руки Карла Брюллова. Гомосексуалы могли занимать важные должности в Российской империи, например, Голицын был министром просвещения и ближайшим другом Александра I

Гей-повести и танцы

Несмотря на запреты, во второй половине 19 века в России начала зарождаться гомосексуальная культура. Например, бисексуальный купец Петр Медведев описывает в дневнике за 1860-е годы эмоциональный и половой опыт с мужчинами и женщинами.

К 1910-м годам русская гомосексуальная культура расцвела. Издавалась и не запрещалась первая русская квир-литература: повести «Тридцать три урода» и «Крылья», а Сергея Дягилев покорял Париж с русским балетом. Гомосексуалы были и среди царской семьи Романовых: самые известные – Сергей Александрович и Константин Константинович, но есть ещё и другие. А православный философ Василий Розанов  в «Людях лунного света» называл глупостью юридическое и медицинское преследование за гомосексуальность.

Портрет Михаила Кузмина, написанный Константином Сомовым. Алый галстук — один из символов принадлежности к гомосексуальной культуре в то время

Появлялись свои субкультурные символ: ярко-алый галстук, наименования «тётки» и «наш круг». Были и первые места для встреч, прогулок и знакомств: в Санкт-Петербурге это Невский проспект, Таврический и Зоологический сады, а в Москве – Бульварное кольцо. Стали известными особенные рестораны и бани, чьими гостями были гомосексуалы.

Уголовная ответственность за мужеложство была отменена в 1917 году после революции. Но не стоит думать, что целью большевиков была свободная любовь — они отменили весь Уголовный кодекс, потому что он был законом свергнутого царского правительства. По сути легальными стали даже убийства и изнасилования. До принятия нового кодекса РСФСР в 1922 году не было никаких законов против этого.

В новом кодексе 1922 года не было наказания за «мужеложство», но уголовные законы республик Азербайджана, Грузии, Узбекистана и Туркмении предусматривали ответственность за гомосексуальные связи.

Портрет Константина Константиновича, самого известного из гомосексуалов царской семьи Романовых. Автор — Илья Репин

Порождение буржуазного общества

С приходом Сталина к власти любая инаковость стала подавляться, в том числе и сексуальная. 17 декабря 1933 года приняли проект постановления «Об уголовной ответственности за мужеложство» — таким образом гомосексуальность стала приравниваться к преступлению против государства. 

Максим Горький в 1934 году писал, что в государстве, в котором «успешно хозяйствует пролетариат, гомосексуализм, развращающий молодежь, признан социально преступным и наказуемым», а в европейских странах набирающий силу фашизм разлагающе влияет на молодёжь, распространяя «гомосексуализм». Статья в «Большой советской энциклопедии» 1952 года (2-e издание, 51 том) описывает гомосексуальность как порождение буржуазного общества, чего не должно быть в социалистической стране.

Фотография арестанта, поэта Николая Клюева, друга Сергея Есенина, который был первым широко известным репрессированным гомосексуалом в СССР

Статья не распространялась на женщин, но женские гомосексуальные связи понимались как психическая болезнь — вялотекущая шизофрения. Пациенток «лечили» электрошоковой терапией и медикаментами, вызывающими диабетическую кому.

Пока в СССР исследования сексуальности были табуированы, на Западе активно развивались сексология, генетика, социобиология. Вместе с этим отношение к гомосексуальности изменилось от гомофобного к толерантному.

Новая Россия против ЛГБТК-людей

После распада СССР уголовную статью за гомосексульные связи отменили. Но с 2014 года государство снова начало навязывать с помощью закон о «гей-пропаганде» гомофобные ценности, называя их «традиционными». При этом гомофобия никогда не была традиционной ценностью в России. Отношение к гомосексуальности на протяжении веков было гораздо гуманнее и терпимее, чем в Европе. Исключением можно считать лишь эпоху советского тоталитаризма.

В России существует богатая и интересная традиция сексуальной инаковости. Она сильно пострадала в советское время и нуждается в том, чтобы мы ее изучали, восстанавливали, переосмысляли и учились у нее.

Константин Сомов — «Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой»