9 ноября в Петербурге впервые откроется QueerBiennale — экспериментальная выставка-вечеринка о том, как понимают «квир» в России. Событие пройдет в Studio 4.413 — резиденции, где живут и работают художники и художницы, параллельно организуя различные лекции, кинопоказы, спектакли, концерты и многое другое. Например, на площадке проходила петербургская премьера нашумевшего спектакля «Груз 300» и презентация дебютного альбома «Влагалище культуры» коллектива «Технопоэзия». Всего за полгода Studio 4.413 стала одной из важнейших точек современного искусства на карте города.




Куратор события — квир-художник и активист Борис Конаков, проводивший ряд акций и перформансов, посвященных проблемам гомофобии, дискриминации людей с ВИЧ. «Открытые» публикуют подробный рассказ Конакова о том, чего ждать от выставки. Если вы в Петербурге, обязательно приходите!

БОРИС КОНАКОВ

12-ЧАСОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ КВИР-КУЛЬТУРЫ

Борис Конаков: «Мой личный, но далеко не главный повод для биеннале — это день рождения. Хотелось его запомнить. Последние пару лет я заметил тенденцию среди моих друзей и знакомых – делать в рамках дней рождений мини-конференции, сессии нетворкинга, рассказывать друг другу о своих проектах, выезжать на природу и убирать мусор, в общем собирать представителей разных сообществ, исследовать их и друг друга в них. Попав к ребятам в студию я понял, что хочу день рождения здесь, а потом пришла и идея квир-биеннале.

Российская культура ЛГБТ+ сообщества есть, имеет свою историю, свои легенды и вполне встраивается в международный контекст, просто такого емкого русского слова для нее нет. Например, на биеннале можно будет полистать выходивший в нулевых глянец «Квир», но он по факту являлся гей-журналом для цисгендерных мужчин, четко определяющих свою гей-идентичность.

Для меня эта биеннале – своеобразная попытка посадить экзотический квир-кипарис в «холодной» России, при этом подчеркнув значимость отечественного культурного продукта. Провести 12-и часовое (именно столько продолжается выставка) перформативное исследование российской квир-культуры сегодня от разных людей, с разных сторон и в разных формах – инсталляциях, фото, видео, графике, живописи, лекциях, перформансах, лайвах и, конечно же, завершающем рейве.

Этот проект не поддерживается никакими институциями и является полностью самоорганизованным. Принцип отбора участников в его отсутствии. Нет формы заявки, никому не нужно доказывать, почему ты или твое творчество значимее всех остальных. Достаточно просто желания и утвердительного ответа на заданный себе вопрос: «Является ли то, что я делаю, для меня, квир-искусством?» В условиях масштабной невидимости, просто быть видимым — это уже художественное высказывание, поэтому каждый и каждая, кто придет на биеннале уже станет актором художественного процесса».

ЧТО ПОКАЖУТ

АЛЕНА АГАДЖИКОВА

Небинарные портреты Алены Агаджиковой

Алена Агаджикова — журналистка медиахудожница, феминистка, участница объединения «Психоактивно», работает с темами ментальных расстройств, роли женщины в современном мире. На биеннале будут представлены «небинарные» портреты, сделанные Аленой. 

«Надеюсь дожить до момента, когда меня не назовут квир-фотографкой, потому что полоролевые модели исчезнут, а квирность, как понятие, останется только в учебниках истории. Как напоминание о прекрасных аутсайдерах, гендерных диссидентах, освещающих темные времена», — говорит художница.

Парикмахерский салон «Грязь»

Более 30 участников и участниц — беспрецедентный и вдохновляющий результат. Кто-то из них позиционирует себя как квир-персон, кто-то – нет. Цитируя петербургскую художницу Александру Пистолетову, которая в рамках биеннале откроет парикмахерский салон «Грязь» с квир-стрижками и укладками, «самое важное в работе салона — подчеркнуть, что само понятие квир вышло из ЛГБТ-поля».

МИША ПЛЕСЕНЬ

Отечественный квир-Баския

Художник и квир из Владивостока Миша Плесень — отечественный квир-Баския, занимающийся живописью, диджитал-графикой и фото. 

«В работах идет упор на аффект, авторский и зрительский. Смысл отходит на второй план. Это первое. Второе – это отсутствие погони за репрезентацией наблюдаемого в реалистичных образах и воспроизводством конвенционально красивого… Отрицая «абсолютную» норму и нормативность вообще, бинарные оппозиции, выводится параллель между искусством, точнее «обочиной эстетики», там остается конвенционально не-красивое и обочиной социо-культурной жизни, где все персоны, не подходящие под доминирующий концепт нормы, вытесняются. На этой основе предлагается декодировать само понятие красивого и не-красивого, правильного и не-правильного, эстетичного и нет, вводя в оборот то, что с точки зрения консервативного академизма могло быть понято, как «уродливое», не-правильное, квир», — отмечает автор

Утопический профсоюз безработных

В своеобразную небинарную пару к Мише встает видео 2009 года, представленное легендарными петербургскими художницами Ольгой «Цаплей» Егоровой и Натальей «Глюклей» Першиной-Якиманской. Их «Фабрика найденных одежд» — одна из старейших российских перформанс-групп. Художницы, в чьих биографиях тоже не обошлось без Дальнего востока, одними из первых в России исследовали историческую женскую социализацию через работу с одеждой, участвовали во множестве международных феминистских фестивалей.

Вот что говорят о своей работе сами художницы: «Эта работа о языке, который говорит вместо нас, который так описывают окружающий мир, что мы оказывается в тюрьме общих мест, которые говорят нам: «мир устроен так, просто потому, что он так устроен и обсуждать тут нечего, все равно изменить ничего нельзя, да и незачем». Но сила этой клетки в ее невидимости. Как только ты ее замечаешь, то она становится вполне смехотворной».

Экосекс-уголок

Петербургская художница Анастасия Кизилова создала экосекс-уголок от имени микроорганизма Elysia Chlorotica. В своей инсталляции она связывает природу «квира» с миром животных и растений. 

Из манифеста инсталляции: «Нам нужно твое тепло, вес твоего тела, готовность провести вечер, ночь и даже утро в горизонтальном единстве в попытке преодолеть страхи и достигнуть коллективного наслаждения. Тебя ждет сочащаяся жизнь, священная слизь, влажные вдохи, глубокое проникновение в природу, теплый прессинг, постлюбовные ласки межвидового секса». 

BIMBO

Квир-китч

Природа и гармония с ней — основная линия в живописи художников галереи Bimbo Даниила и Агаты Казанцевых. Вдохновляясь моделями винтажной эротики, художники помещают героинь и героев в вымышленные места, щедро украшая сюжеты золотом, яркими красками и орнаментами. Квир-китч с ироническим «дорого-богато» пользуется большой популярностью за рубежом, тогда как у нас на родине практически не воспринимается — возможно, не столько от нелюбви, сколько от неподготовленности. 

ВИКТОР ЖДАНОВ

Новый эротический фольклор

«Нормальное искусство» в равной степени отрицает китч и лубочность, но даже это не помешало московскому художнику и куратору Виктору Жданову создать серию репринтов эротических лубков.

Новый эротический фольклор — это то, что начинается со сценок родного двора, а заканчивается сюжетами крайних форм девиаций. В данных репринтах представлены линогравюры из серий: «31» (о секс-фриках 31 региона) и «Фемамозонки».

МИЛА АРБУЗОВА

Нормализация бюста

Через бытовой эротизм и тезис о том, что тело — субъект политики в гостеприимный дом квира заходит художница Мила Арбузова с портретом полиаморной би-активистки Соби Бугаммер в рамках проекта “Нормализация бюста”. Модели проекта изображаются в естественных позах и бытовых ситуациях — по дороге в магазин, за учебой или уходом за детьми: они не стремятся соблазнить и не смущаются своей наготы. Таким способом подчеркивается, что тело женщины не тождественно ее личности, хотя и является ее частью.

«Право находиться топлесс в общественных местах, на улице и т.п. признается феминистками как неотъемлемая часть равенства. Чтобы подчеркнуть абсурдность табу на обнаженную женскую грудь, в проекте должны участвовать и мужчины, чей обнаженный торс традиционно воспринимается обществом на порядок спокойнее, чем женский», — отмечает Арбузова. 

Перформанс «Я обожаю свою шейку матки»

Квир-данс-ридинг группа «Нечеловеческие запутывания» прямо заявляет: «Я обожаю свою шейку матки», реализуя в одноименном перформансе опыт прочтения текста Катрин Бихар «Введение в объектно-ориентированный феминизм», а художник и транс-персона Женя Остов в графике  документирует личное исследование сосуществования психических и телесных реальностей в гендерирующем контексте, фокусируясь на собственных переживаниях и переживаниях другого.

Телесность в эпоху диджитала

Перформанс онлайн-квир галереи ROQ «От истоков к реальности» исследует отношение к телесности в цифровую эпоху и провозглашает ритуальный отказ от установленного биологического, манифестируя обретение новой правды.

«Глобализация и информационное общество требуют свободного доступа к искусству в любой точке мира, в любое время. Старые способы подачи искусства не удовлетворяют современные потребности… Все символы и эстетика — апроприация стиля виртуальной среды социальных сетей. Нам важно вывести онлайн среду в офлайн мир, музеифицировать то, что сейчас создается в сети».

ЛЕКЦИИ

Лекция о квир-коммунизме

Михаил Федорченко – журналист и один из создателей просветительского ресурса «Либромарксизм», расскажет о квир-коммунизме как неотъемлемой составляющей борьбы с нарастающей правой реакцией.

«Никто иные, как сами угнетённые по спектру признаков в рамках современного капиталистического общества в праве и в состоянии сами выстраивать условия и рамки политико-социального освобождения от эксплуатационных оков патриархального, лесбо-гомофобной, сексистской и трансфобной классовой реальности».

Welcome to BDSM magic time

Поэт и психоаналитик Елена Костылева поднимет вопросы политики и сексуальности через рассуждение об оргиях, которое концептуально уравновесит яркий перформанс художницы Лады Баричевой.

ВЫСТУПЛЕНИЯ

Хэдлайнером музыкальной программы биеннале станет петербургская группа «Красные зори». Менее чем год существования она успела выйти в авангард российского фем-панка и выступить на одной сцене с Pussy Riot и группой «Позоры». 

На биеннале состоится премьера проекта «Верзоха» от тюменско-петербургского музыканта Паши Могилы, известного за Уралом как сооснователь эмбиент-коллектива «Тюменское аббатство». 

Проект Artemeida пытается персонифицировать опыт женского самосознания через симбиоз саксофона, голоса шумов и видеоарта, исследующего пластику коммуникации женского тела с пространством и обществом.

Техно-фолк от Кати Ковтун напоминает о том, что у нас роднее и душевнее, чем в «Бергхайне». Транслокальную повестку в завершение биеннале подхватит рейв-часть с сетами от Анастасии Инопиной, Анны Аверьяновой aka Aver Dose, Беллы Рапопорт  и Бориса Конакова. На танцующих будут взирать портреты гостей квир-вечеринок в объективе художницы и DJ Лели Нордик, напоминая о том, что один из основных жанров квира — карнавал. Исторически карнавалы представляли собой единение Жизни и Смерти, — пир во время чумы. И пока квир-персонам каждый день угрожает смерть, способность в таких условиях праздновать жизнь — истинное искусство.

И это еще не все! Больше информации ищите в инстаграме @queerbiennale.