В конце лета в Москве закончились съемки полнометражного дебюта Ксении Ратушной «Аутло». Фильм заявляется как ЛГБТ-драма о поисках собственной идентичности и любви. «Открытые» поговорили с режиссером о трудностях во время съемок, экранных оргиях и возможном запрете картины в России.

Кто такая

Ксения Ратушная — основательница рекламного агентства Irony. Среди его заказчиков — фонд Натальи Водяновой «Обнаженные сердца», «Лукойл», «Газпром» и The Question. В 2016-м году Ратушная выпустила дебютную короткометражку «Магнетизм» об атеистке, которая влюбляется в священника.

О чем будет фильм

В «Аутло» собраны три истории: первая и главная — про старшеклассника-гея, который влюбляется в самого крутого парня школы. Главный герой пытается добиться взаимности от парня, который на самом деле гетеро.

Вторая история, которую в русском кино до этого не снимали, — про трансгендера Нину из СССР. Девушка влюбляется в генерала, это взаимно: они счастливы пока все не заканчивается.

«В каком-то смысле все наши герои — «аутло». Они пытаются переступить через закон, чтобы получить любовь».

Финальная история о девочке «Аутло» объединяет все части фильма. Она похищает крутого парня школы из первой истории, потому что тоже в него влюбилась.

Героиня Аутло — мое альтер-эго: она делает то, чего не могу сделать я. Главная идея фильма — показать внутреннюю и внешнюю свободу. Мне не нравятся авторы, которые пытаются донести какую-то мораль. Я думаю, что художественное произведение может существовать и без нее. Каждый человек в зависимости от своего опыта может найти свой смысл в  фильме.

IMG_4327

Как в «Аутло» представлены ЛГБТ

Образ главного героя в моей голове совпал с образом героя из «Call Me by Your Name» Тимоти Шаламе, а золотое платье Нины практически скопировано с наряда дрэг-квин Вайолет Чачки, в котором она получала награду на RuPauls Drag Race. В материале Screen Daily говорится, что мы четвертый ЛГБТ-фильм в России. Я не смотрела предыдущие три, и не собираюсь.

Основная тема для ЛГБТ в фильме — принятие себя. Будущее за смелыми — не нужно прятаться и жить по чужим правилам, а нужно делать шаг вперед, чтобы стать счастливым. Я практически прожила жизнь персонажей, поэтому представляю, как страшно и непонятно, когда общество тебя отвергает. Актеры тоже очень прониклись историями. Многие говорили, что им дико нравится эта красивая и смелая история.

О проблемах на съемках

Я снимала фильм на собственные средства. Продюсеры Вероника Чибис и Алексей Пащенко его не спонсируют, но они очень важная часть команды. Я познакомилась с ними на постпродакшене «Магнетизма». Тогда они сделали из материала, который мне не нравился, то, за что мне не стыдно. Они мне и помогли собрать всю съемочную команду для «Аутло».

Мы снимали в Москве и в области. Никаких проблем со съемками не было, потому что под каждую локацию мы делали адаптированную версию сценария. Например, когда мы снимали танец трансгендера в отеле «Советский», мы сказали руководству, что делаем ретро-историю про 85-й год.

О кастинге актеров

Мы приглашали на главные роли актеров-геев, но они отказались, аргументируя тем, что это был бы их официальный каминг-аут. Изначально на роль трансгендера был утвержден Анар Халилов, но в последний момент он отказался. Обязательным условием для роли была коррекция бровей, но его агент стал в позу, мол, целоваться с мужчинами и танцевать в женском костюме — это ок, но корректировать брови — слишком. Якобы это сделает актера похожим на гея и ему больше не дадут ролей. 

Чудом мы нашли на его замену Евгения Окорокова, который идеально подошел на роль Нины: он даже оказался левшой, как и его героиня. Витя Тарасенко тоже прекрасно подошел на роль старшеклассника-гея, у него не было проблем ни с какими сценами, при том что он гетересоксуал. В героях, особенно главных, я искала мрачный байронизм: это есть и в Глебе Калюжном, в которого все влюблены, и в Вите Тарасенко, и в Лизе Кашинцевой, которая играет Аутло.

IMG_8360

О секс-сценах

В открывающей сцене будет оргия с шестью необычными парами. Скажу сразу — это очень красиво. Я не вижу ничего провокационного в том, что на экране герои матерятся, курят и раздеваются. Не смотря на то, что практически каждый из нас занимается сексом, у всех есть какие-то мысли, которые не укладываются в «стандартный эротический набор». В наше время насилием на экране никого не удивишь, а любовь продолжает шокировать.

Где будут показывать фильм

Я мечтаю попасть на два культовых кинофестиваля — Каннский и «Сандэнс». Мы будем советоваться с критиками и отборщиками фестивалей, чтобы лучше понимать, куда нам стоит продвигать «Аутло». В идеале я бы хотела начать с фестиваля А-класса.

Благодаря тому, что о нас уже выходили публикации в СМИ, нами заинтересовались четыре продюсерские компании (две из Франции, одна из Германии и Великобритании). Ближе к ноябрю мы решим, с кем будем сотрудничать. Мы рассчитываем, что фильм будет идти час двадцать. В России фильму, возможно, не дадут прокатное удостоверение.


Текст: Дмитрий Козаченко, Светлана Дурбой
Фотографии: Кристина Вануни