Почти два десятка фильмов и сериалов, которые мы, а также наши друзья и подруги, посмотрели в 2020 году. Здесь и звездный мюзикл Райана Мерфи, и документалки Netflix, и испанский хит о секс-работнице, и даже несколько российских проектов.

КАТЯ КУДРЯВЦЕВА,
СОВЕДУЩАЯ ПОДКАСТА «НАРАСПАШКУ»

1. Как же хорошо / Feel Good

Квир-сериал о жизни после ромкома — встретились, влюбились, съехались, что дальше? Как провести лодочку любви между нелюбовью к себе, непроработанными травмами, патриархальным воспитанием и зависимостями?

2. Аммонит / Ammonite

Очередное медленное костюмированное кино с сарафанами и поцелуями на фоне океана (еще такой репрезентации — и лесбиянки будут как динозавры), но здесь есть Кейт Уинслет и Сирша Ронан, которые играют интересных, увлеченных чем-то, кроме друг друга и страданий, женщин.

3. Мертв для меня, 2 сезон / Dead to Me

Технически это не ЛГБТК-сериал, но во втором сезоне оказывается, что одна из главных героинь — квир-настроенная персона, которая начинает встречаться с прекрасной женщиной. Последнюю играет бисексуальная Натали Моралес. Мысль, что жизнь и семью можно делить с другой женщиной, даже если она не твоя романтическая партнерка, тоже кажется мне очень достойной внимания и репрезентации.

4. Выпускной / Prom

Группа растерявших популярность бродвейских актеров приезжает в маленький городок, чтобы помочь школьнице-лесбиянке вернуть себе выпускной, ибо обеспокоенные родители решили запретить всякое гейство. К сожалению, Райан Мерфи слишком полюбил деньги — нельзя выпустить 140 одинаково хороших проектов в год. Prom выглядит дешево и кое-где кринжово, но в этом есть милый промис — насколько жизнь ЛГБТК-подростков была бы прекраснее, если бы у каждого из нас была группа поддержки из актеров Бродвея?

5. Убивая Еву, 3 сезон / Killing Eve

Шпионские кошки-мышки между двумя женщинами и история любви в одном флаконе триумфально заворачивают на третий сезон и не подводят — Ив и Вилланель продолжают двигаться друг к другу по изощренным траекториям (хотя Ив, пожалуй, теперь больше, чем Вилланель), но напряжение и взаимное притяжение никуда не делось. Сериал остается очень квирным во многих смыслах, за что мы его и любим.

КОНСТАНТИН КРОПОТКИН,
АВТОР КАНАЛА «СОДОМ И УМОРА»

6. Добро пожаловать в Чечню / Welcome to Chechnya

Фильм о спасении квир-людей с Кавказа становится вероятным претендентом на премию «Оскар» в 2021 году. Американский режиссер Дэвид Франс и российский оператор Аскольд Куров внятно, доступно и визуально изобретательно рассказали на примере Чечни о гомофобии в современной России. По-настоящему большое кино, художественная ценность которого надстраивается общественно-политической, предоставляя убедительные доказательства репрессий по признаку сексуальной ориентации. Веский повод не только для серьезного размышления, но и для судебного разбирательства, – например, в Европейском суде по правам человека.

7. Муссон / Monsoon

Пример фильма не столько хорошего, сколько важного. Режиссер Хонг Кхау, камбоджийский китаец, попавший в Британию через Вьетнам, в своём фильме-травелоге выразил все более настоятельный общественный запрос на пересмотр современной истории, — стремление услышать тех, кто прежде был принужден к молчанию. 

Главный герой, этнический вьетнамец, оказавшийся на исторической родине, играет для зрителя роль гида по стране и по истории. От рядовой экзотизации Вьетнама режиссеру уйти не удалось, но заодно он сумел обозначить особое, все еще недостаточно освоенное в кино качество чуждости, свойственное гею-мигранту, который существует меж миров, всюду не вполне на своём месте.

8. Конец века / Fin de Siglo

История влюбленности двух мужчин в современной Барселоне, рассказана средствами кино так, что, не упуская пробирающей до мурашек лирики, допускает множество толкований. Любой вывод об отношениях двух геев в этом фильме-квесте можно считать истинным, поскольку каждый зритель смотрит своё кино.

9. Ты и я / Deux

История двух немолодых женщин, которые, будучи парой, изображают для внешнего мира подружек-соседок, рассказана настолько впечатляюще, что дебютную полнометражную ленту Филиппо Менегетти выдвинули на «Оскар» от Франции. Актрисы Барбара Зукова и Мартин Шевалье продемонстрировали, как опасно откладывать счастье на завтра и как тягостна игра в приличия, если в основе ее ложь.

10. Рождественская установка / The Christmas Setup

Квир-романтика добралась и до рождественских лирических комедий. Режиссер Пэт Миллз сообщает, что в нынешней американской провинции двое молодых геев имеют такое же право на рождественское чудо, как и все остальные. Утверждение для консервативного телеэфира США революционное. Убедительности на пользу удачный кастинг, — влюбленных сыграли Бен Льюис и Блейк Ли, супруги в реальной жизни.

МАША ЛАЦИНСКАЯ,
РЕДАКТОРКА «ОТКРЫТЫХ», СОВЕДУШАЯ «НАРАСПАШКУ»

11. Плохая дочь

Пока западная пресса неоправданно причисляет «Дылду» к ЛГБТК-драмам, начинающие российские режиссерки успешно показывают тему гомосексуальных отношений через короткий метр. Дебют Светланы Сигалаевой о внутренней гомофобии и конфликте с родителями говорит о том, что у российского квир-кино определенно есть будущее. Без пошлостей и перекосов.

12. Самый счастливый сезон / Happiest Season

Лесбиянкам не хватает счастливых рождественских фильмов, что четко заметила режиссерка Клеа Дювалл и сняла свою (траги)комедию с Кристен Стюарт и Маккензи Дэвис. Фильм оттаптывает травмы гомосексуалов, которые касаются закрытости и страха перед обществом, но в то же время «Самый счастливый сезон» становится началом новой эпохи, где квир-кино вписывается в семейный уютный мейнстрим.

13. Ши-Ра и Непобедимые Принцессы / She-Ra and the Princesses of Power

Ужас консерваторов — детям показывают ЛГБТ-геро_инь. В последнем сезоне популярного мультфильма от Netflix главные персонажи — Адора и Кэтра — наконец-то получили ту самую сказочную концовку «жили долго и счастливо». Важная веха для мультипликации, которая теперь не боится открыто говорить с детьми про ЛГБТК-персон.

14. Просто представь, что мы знаем

Российский сериал Романа Волобуева тяжело назвать интересным, веселым и прорывным, но в плане репрезентации ЛГБТК-людей получилось хорошо. Одна из главных героинь, которая работает в телеграм-канале ППЧМЗ, оказалась квир-женщиной. Мы об этом узнаем с первых минут сериала — режиссер не делает из сексуальной идентичности персонажа ошарашивающее событие. Все подается как само собой разумеющееся и без диких клише.

15. Тайная любовь / Secret Love

Документалка от Netflix о двух пожилых женщинах, которые провели практически всю жизнь вместе. Старость — еще одна важная тема в контексте разговоров об ЛГБТК-людях, которой уделяется непростительно мало внимания. Да, жизнь не очень легкая и полна драмы, но в то же время всегда есть место любви, которую можно пронести через годы и практически до могилы.

И ЕЩЕ 4 КРУТЫХ ПРОЕКТА

16. Венено / Veneno

«Венено» — испанский мини-сериал, который купил HBO MAX. В основу сюжета легла биография Кристины Ортис Родригес — трансгендерной женщины и секс-работницы, которая однажды случайно попала на испанский аналог «Пусть говорят», а после этого превратилась в звезду национального масштаба. Почти все главные роли в «Венено» исполнили транс*актрисы, и они безупречны!

17. Переходный период / Transhood

Редактор Wonderzine и «Открытых» Антон ДаниловДокументальный фильм HBO рассказывает, что жизнь транслюдей непростая, но в то же время в ней есть место не только боли и испытаниям. «В конечном счёте все мы люди, — говорит в конце фильма Эйвери. — Разница только в том, что мы родились немного другими». Режиссерка фильма Шэрон Лизе снимала «Переходный период» пять лет — чтобы проследить, как со временем меняется жизнь каждого из героев и героинь фильма. В России картину можно посмотреть в «Амедиатеке».

18. Разоблачение / Disclosure

Кинокритик Дмитрий БарченковВ июне, то есть в месяц гордости ЛГБТК-сообщества, Netflix выпустил фильм-историю репрезентации трансгендерных персон в кино и на телевидении. Получилась метафора эволюции общественной мысли, которая сначала вмещала в себя трансфобию, а сегодня ей активно противостоит.

19. Без обид / No Hard Feelings

Кинокритик Дмитрий Барченков: Берлинская премьера дебютного фильма Фараза Шариата была чуть ли не самой приятной за время всего фестиваля. Его «Без обид» февральским вечером приняли невероятно тепло. Видимо, публике пришлась по душе история гомосексуала, влюбившегося в неотразимого парня с общественных работ. Помимо проблем немецкого квир-сообщества, лента затрагивает еще один актуальный вопрос – вопрос национальности.