30 лет назад умер Кит Харинг, одна из важнейших фигур квир-искусства. По следам премьеры нового документального фильма «Кит Харинг: вундеркинд стрит-арта», который 1 августа показали на открытии Beat Film Festival, квир-художник и открытый ВИЧ-положительный ЛГБТК-активист Борис Конаков подготовил обзор пяти работ Харинга, не теряющих актуальности по сей день.

Художник, скульптор и общественный деятель Кит Харинг был стрит-артистом в условно «классическом» понимании, которое не про граффити или плакатное искусство, а про контркультуру с фактически обязательной протестной составляющей. При этом работы Харинга вывели стрит-арт из субкультурного явления в полноправное художественное высказывание. Таким образом, улицы Нью-Йорка «заговорили» куда раньше Бэнкси о проблемах милитаризма, колониализма, и, что немаловажно, гомофобии, наркофобии и ВИЧ-фобии, которые всегда идут «рука об руку».

В отличие от других уличных «райтеров», Харинг отучился на художника и на первых порах своего творчества вдохновлялся американскими и европейскими модернистами: например, Джексоном Поллоком, Марком Тоби, Пьером Алешинским и французским дуэтом Христо и Жанны-Клод. Именно работа Христо и Жанны-Клод «Бегущая изгородь» подарила Харингу идею об искусстве в публичном пространстве. Первыми работами Харинга стали фейковые газетные заголовки, наклеенные на фонарных столбах, и рисунки мелом на пустых рекламных щитах в метро. Примерно тогда же родились его «фирменные» персонажи — лающий пес, ползущий «светящийся» ребенок и человечек, который вертит другого как обруч. 

Художник превратил улицы мегаполиса в фантастический dance macabre с критикой нетерпимости, косности и насилия в обществе. Процесс создания работ Харинга был отдельным перформансом: прохожие наблюдали, реагировали, а Харинг интегрировал зевак в свои рисунки. Творчество Харинга соединило актуальное, «галерейное» искусство и уличные практики, таким образом стирая его иерархичность и элитарность.

— 1 —
«Невежество = страх, молчание = смерть» (1989)

Этот постер — одна из самых знаменитых работ Харинга. В 1988 году у художника диагностировали ВИЧ-инфекцию в стадии СПИДа. А через год он создал этот коллаб с великим активистским движением за права людей с ВИЧ Act Up, перенеся на постер их главные лозунги «Невежество = страх. Молчание = смерть». 

— 2 —
Crack is Wack (1989)

Мурал «Крэк — отстой» появился в Гарлеме в 1986 году. Работа посвящена проблеме наркозависимости, всплеск которой вызвал синтетический наркотик крэк. Этот мурал актуален и для нашего времени, в том числе для российского ЛГБТК-сообщества. Сейчас разве что названия веществ другие.

— 3 —
Safe Sex (1988)

Работа с говорящим названием «Безопасный секс» прямо заявляет о том, что надо предохраняться.

— 4 —
Once Upon a Time (1989)

Работа «Как-то раз» была создана Харингом в мужском туалете комьюнити центра для ЛГБТК-людей в Нью-Йорке. Говорящее название работы отсылает не только к «одноразовому» сексу в туалете, но и к одному из фетешей гей-культуры glory hole.

— 5 —
A Pile of Crowns, for Jean-Michel Basquiat (1988)

Душераздирающая работа «Груда корон для Жана Мишеля Баскии» посвящена близкому другу и коллеге Харинга. Баскиа, поднимавший в своих работах проблему расизма, умер от передозировки наркотиков.

Beat Film Festival — фестиваль документального кино, который мы очень любим и уважаем. Смотреть фильмы можно офлайн в Москве и онлайн на сайте «Кинопоиск HD».