Суд над Юлией Цветковой, художницей и ЛГБТ-активисткой, арестованной «за пропаганду и порнографию», должен состояться на днях. Напомним, что абсурдные обвинения Юле предъявили за рисунки вульв и обнажённых женщин, которые художница выкладывала на своей странице ВКонтакте.

23 мая, в день рождения Юли, в инстаграме начался флешмоб #свободные_художни_цы: блогер_ки, активист_ки и другие пользовательни_цы выкладывали работы своих любимых художников и художниц, чтобы напомнить, что за искусство нельзя лишать человека свободы. Специально для «Открытых» фем-активистки Дарья Серенко и Лёля Нордик собрали яркие посты флешмоба, посвящённых квир-, фем- и ЛГБТ-искусству.

Анна Ходырева, мама Юлии Цветковой
«Кто такие свободные люди, люди, которые могут проявлять эмоции, которые творят где угодно, отвечают искусством на плохое? Вспомните картины о войне, которые сказали нам больше, чем хроники, которые делают, как чувствуют, а не как надо делать и не боятся комментов, которые, когда творят-летают, даже если они в этот момент сидят на камнях.

Юля выкладывала много выкладывала информации про художниц и их картины. Скольких художниц мы можем назвать сходу? Фриду Кало? Я хотела, чтобы в ходе флешмоба выложили много разных имён, разных картин. Я уверена, что искусство — это то, что делает нас людьми.

Но Даша пошла дальше меня, за что ей большое спасибо: свободные художни_цы — это все мы. Все, кто рисует для ребёнка зайчика неумело рукой, кто черкает на полях тетрадки, на лекции, кто делает подарки своими руками, кто вяжет, шьёт, выжигает, просто льёт краску на лист, капает, рисует аэрографом, делает грим, кто творит свое, кто ценит чужое, кто видит красоту в одуванчик и не срывает его поэтому, кто рисует для себя, кто создаёт выставки.

В воскресенье, после Юлиного дня рождения мы с родителями и детьми уехали в поход, именно там я поняла, как важно творить, как нужно творить, на фото видно, как #свободные_художни_цы творят, в счастье, получая удовольствие и результат не важен. Ибо кто сказал, что свободные художни цы нуждаются в критике, вспомним ещё одну классическую фразу: «А судьи кто?»

Во время флешмоба я узнала столько новых имён. Предлагаю проект продолжить, не для Юли и не на один день, а для себя, про себя и бессрочно, столько, сколько хочется».

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Внимание, деликатный контент. Не читайте, если не любите разговоры об интимных местах. Вы знали, что в Японии каждый год проходит фестиваль пениса? Тысячи людей собираются, чтобы пройти по улице в окружении фаллических скульптур, леденцов и других сладостей в форме пениса. А ещё в Японии можно попасть в тюрьму за изображение женских гениталий. Несправедливо правда? Жертвами такой несправедливости регулярно становятся художни_цы по всему миру. Я считаю, что искусство должно быть свободным, или хотя бы равноправным. Поэтому я участвую во флешмобе #свободные_художни_цы, который организуют @loljanordic и @serenko_daria. Цель флешмоба - поддержать российскую художницу Юлию Цветкову, которой грозит 6 лет тюрьмы за изображение обнаженного женского тела. Причём иллюстрации совершенно безобидные (см. карусель). Я считаю, что дело против Юлии должно быть прекращено! . Чтобы поддержать Юлию, хочу вам сегодня рассказать про японскую художницу, которая подверглась такой же травле. . Её зовут Мегуми Игараши @6d745, и её признали виновной за то, что она объявила о сборе денег на производство лодки в форме своей вульвы. А почему нет? Раз праздник фаллоса, эротическое аниме и гравюра разрешены в Японии, почему нельзя снять слепок своей вульвы и сделать лодку такой формы? Мегуми провела в тюрьме 10 дней, и за это время обрела кучу поклонников. Больше 20 000 человек подписали петицию о её освобождении. Но освободили её только со штрафом в 250 000 рублей. . Несмотря на все преследования, Мегуми подходит к ситуации с юмором. Она открыла магазин, где продаёт своё искусство: смешные мягкие игрушки в форме вульв; костюмы вульв; слепки вульв для своих подружек и клиенток, которые они потом украшают стразами и раскрашивают; чехлы для iPhone той же тематики (см картинки).

Публикация от Даша 🌈 эко-юристка (@dasha.bananas)

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Я бы хотела в рамках флешмоба #свободные_художни_цы рассказать вам об американско-кубинском художнике Феликсе Гонзалезе-Торресе. Это художник, знание о котором глубоко меня поразило 7 лет назад и изменило представление об искусстве. Можно перечислить факты, сопутствующие его жизни и смерти. Открытый гомосексуал, работающий в 80-е годы, мужчина, умерший от осложнений СПИДа в 38 лет. Работал с искусством прямого действия, с эстетикой взаимодействия и искусством соучастия. Например, вы могли бы взять что-то с выставки и унести с собой. Или могли бы изменить выставочное пространство наравне с художником, хоть и по его правилам. В его работах гомосексуальность присутствовала не как активистская тема, а как онтологическое основание, как устройство его мира. У Феликса постоянно возникали образы пары, повторяющихся предметов, но предметов одинаковых, а не противопоставленных друг другу как “другие”. Одна из самых известных его работ это “Идеальные любовники” (1987): пара идентичных настенных часов, чьи стрелки замерли в одной точке. И Феликс, и его партнёр Росс (он умер раньше Феликса) были больны СПИДом. Для людей, заболевших в 80-е и еще не получавших комплексное лечение, отсчёт времени, действительно, происходил как будто при помощи совсем других часов. Но здесь возникает много коннотаций: тут и завершения сказок, где все живут долго и счастливо и умирают в один день, и время, которое останавливается для влюбленных, пока они вместе. Романтические коннотации, которые легитимно могли и могут использовать пока без риска только гетеросексуальные люди. Феликс говорил: “двое часов, висящих рядом, куда опаснее для власти, чем фотографии каких-нибудь двух типов в подъезде, сосущих друг другу члены, потому что власть не может использовать меня как винтик в своей машине обессмысливания”. Когда к нему на выставки приходили люди от власти, чтобы уличить его в гомосексуальности, разврате и непотребстве, они видели только минималистичные инсталляции. Сегодня день рождения художницы и лгбт-активистки Юли Цветковой. Я хочу поздравить Юлю и напомнить всем, что художники и художницы должны быть свободными. Свободу Юлии Цветковой! Листайте, чтобы увидеть работы Феликса

Публикация от Даша пишет (@serenko_daria)

Посмотреть эту публикацию в Instagram

За искусство — в тюрьму. ⠀ Исследование секcуальности, тела и гендера переживает новый рассвет, но все это случилось не за один день и не просто так. Что нас сдерживало и как искусство этому поспособствовало? Давайте разбираться! ⠀ Интерес к наготе художники начали проявлять совсем давно. В Древнем мире мастера создавали Венер, а греки выступали на соревнованиях обнаженными. Спортивное тело ассоциировалась со здоровьем и никто его не стеснялся. ⠀ С приходом христианства нагота практически исчезла из искусства. Секcуальность посчитали искушением, а тела изображали только в библейских сюжетах — чтобы показать слабость и уязвимость людей. ⠀ К обнаженной натуре живописцы вернулись только в эпоху возрождения — нагих людей стали изображать в повседневной жизни, но работы что тогда, что сейчас часто вызывали скандалы. Известных женщин, кстати, практически нет — они гораздо чаще были в роли модели. Вспомните великих художников? Почти все — мужчины. ⠀ Квир-искусство в современном понимании сформировалось в середине XX века под влиянием двух разнонаправленных тенденций: общество вынуждало творцов, скрывающих свою квир-идентичность, уходить в подполье, но одновременно назревала потребность в реформации существующих представлений о норме и открытости. Итогом стала секс-революция и стоунволлские бунты. ⠀ Тем не менее, выражение сексуальности с каждым днём становилось все более политизированным, а на территории союза о ней не говорили вообще. Даже сейчас тело и секс — табу. ⠀ Многие из художниц и художников, проблематизирующих телесность, работающих с табу, социальными стигмами и уязвимыми идентичностями, были выброшены за борт истории, многие столкнулись с дискриминацией, непониманием, насилием и даже преследованием. ⠀ Так Юлия Цветкова уже больше года находится под следствием и домашним арестом из-за своей художественной деятельности. Ее обвиняют гей-пропаганде и распространении порнографии. Юле грозит до 6 лет лишения свободы. ⠀ В карусели вы можете найти ее работы. Тело — не про политику! Тело — не табу. ⠀ Свободу Юлии Цветковой! #свободные_художни_цы

Публикация от Queer-теоретик🌈 (18+) (@rkhmanov)

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Женское тело - не порнография. ⠀ Изображение вульвы стало одним из символов феминизма во всём мире, как мне кажется. ⠀ Её рисуют, вышивают, делают украшения. ⠀ Для меня это символ того, что женское тело и сексуальность принадлежат самим женщинам, это не грех, не разврат, не порнография, не объект удовлетворения мужских потребностей, не инструмент продажи любого товара от пылесоса до квартиры, не инкубатор, не товар. ⠀ Сами женщины часто стесняются своего тела, стесняются назвать вульву вульвой, менструацию менструацией, стесняются изучить и узнать своё тело, стесняются пойти к гинекологу. ⠀ Поэтому мне кажется важным появление в повседневной жизни мотивов женской телесности, без сексуализации, в виде символов, стилизованных изображений. Это напоминание об обыденности этой темы, для уменьшения её табуированности. ⠀ И я тоже хочу внести свой вклад и сделать коллекцию пиздатых во всех смыслах панношечек 😏 ⠀ А вообще задуматься над этой темой меня заставило абсурдное уголовное дело художницы и ЛГБТ-активистки Юля Цветковой. Её обвиняют в распространении порнографии, называя порнографией стилизованные рисунки вульв. ⠀ Это отвратительно, возмутительно и бесит меня буквально до слез. ⠀ Пару дней назад я начала это панно, а потом узнала, что у Юли сегодня день рождения. Видимо, Вселенная дала мне ментального пинка😊 потому что идея у меня появилась несколько месяцев назад. ⠀ Поэтому я хочу присоединиться к флэшмобу #свободные_художни_цы , и поблагодарить Юлю и всех творческих людей, которые занимаются этой темой 😊 ⠀ И хочу поздравить Юлю с днём рождения! И пожелать сил для борьбы, скорейшего прекращения этого театра абсурда и бесконечного вдохновения. ⠀ #свободуюлиицветковой #ямыюлияцветкова #jooteco

Публикация от JOOTECO * ЭКОДЕКОР (@jooteco)

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Так говорила знаменитая художница-модернистка Джорджия О’Кифф. ⠀ Она родилась в 1887-м году в штате Висконсин. Родители были землевладельцами, поэтому обучили её в престижной школе для девочек. Поступив после этого в художественный ВУЗ, Джорджия не удовлетворилась консервативным стилем преподавания и переехала в Нью-Йорк, где уже в 20-х её ждала слава. Знакомство со знаменитым фотографом и галеристом Альфредом Стиглицом привело к успеху и её единственному браку. Несмотря на всё это, О’Кифф переехала в Нью-Мексико, где жила и трудилась до самой смерти в 98 лет. Каждый день она работала над живописью несколько часов, а после того, как стала слепнуть, занялась лепкой. ⠀ Пожалуй, это самый яркий пример успешной художницы в истории искусств. Её картина «Дурман» была продана на аукционе за 44,4 миллионов долларов в 2014 году. А в 1946 году была проведена огромная ретроспектива её работ в МoМА New York, впервые состоящая из работ женщины. ⠀ За жизнь художницы были две основные волны славы: ранняя в 20-х и поздняя в 70-х. Первая связана с выставкой пейзажев Нью-Йорка, а вторая — с популярностью у феминисток. Они считали картины цветов Нью-Мексико стилизованным изображением вульв. О’Кифф сопротивлялась этой интерпретации и намеренно называла себя «художником». Она стремилась изобразить красоту, глубину цвета, она поклонялась природе и миру — его безупречности и выверенности форм. Думаю, не очень важно, что именно изображено на бумаге. Главное — какие размышления и чувства вызывает изображённое. О’Кифф всегда вовлекала меня в какую-то непостижимую тайну цвета и бесконечный потенциал раскрытия души и тела. ⠀ Я считаю, что искусство должно быть свободным. Как и слово. Каждая картина — это разговор с миром, человечеством. Творец действует от божества и никто ни в праве запрещать ему быть проводником божественного, нужного и важного для общества. Поэтому дело Юлии Цветковой, которая находится на домашнем аресте уже год, должно быть прекращено. Юлю обвиняют в распространении порнографии на срок 6 лет за паблик «монологи вагины». ⠀ #свободные_художни_цы @serenko_daria @loljanordic

Публикация от Anna Popova (@popovappv)

Посмотреть эту публикацию в Instagram

В рамках флешмоба #свободные_художни_цы, посвященного дню рождения Юли Цветковой, хочу рассказать о художни_це, кинематографист_ке и квир-активист_ке Ву Цанг (Wu Tsang). ⠀ Ву Цанг выросла в США и в 2005 году решила отправиться в Китай в поисках своего "настоящего дома", однако, будучи трансгендерной американо-азиаткой, не знающей китайского языка, почувствовала себя там столь же исключенной, как и в Америке. Это путешествие заставило ее задуматься о том, как работает репрезентация и все наши представления о собственной идентичности, и заинтересоваться "скрытой историей" - теми нарративами, которые обычно изымаются из исторического контекста в том виде, в каком мы его изучаем. ⠀ В 2012 году Ву Цанг впервые стала известной мировому арт-сообществу благодаря своему документальному фильму "Wildness" о жизни Лос-Анджелесского квир-клуба Silver Platter, в котором она с друзьями организовывала перформанс- и драг-вечеринки. На тот момент Цанг считала, что просто занимается документалистикой и еще не идентифицировала себя как визуальную художницу. ⠀ В 2016 году Ву Цанг выпустила фильм "Duilian" о китайской феминистке, революционерке и поэтессе Цю Цзинь, открывшей в Китае школу для девушек Датун, выступавшей против практики бинтования ног и казненной за свою политическую деятельность в 1907 году. Фильм охватывает небольшой период жизни Цю Цзинь и сочетает в себе документалистику, каллиграфию и боевые искусства. ⠀ В своих работах, балансирующих между документалистикой и визуальным искусством и исследующих разные темы и культурные пласты, Ву Цанг проблематизирует расовую, национальную и гендерную идентичности, а также использует перформанс как способ художественного высказывания в условиях недоступности языка. ⠀ В карусели: работа "LOST TITLE", фотопортрет Ву Цанг, кадры из фильмов и фото инсталляции. ⠀ Художни_цы должны быть свободными. Свободу Юлии Цветковой!

Публикация от Соня Сно (@frankschnee)

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Я участвую во флэшмобе #свободные_художни_цы , организованный Дарья Серенко @serenko_daria и Лёля Нордик @loljanordic ко дню рождения ЛГБТ+активистки и художницы, феминистки Юли Цветковой, которая сегодня его отмечает. Напомню, Юля находится под следствием по уголовному делу о распространении порнографии, которое ей вменяют за рисунки вагин, опубликованные в ее паблике. . Флэшмоб - про видимость женского и/или квир-искусства и активизма, про тех, кого, обычно, не слышно в хоре мужских голосов, не существует для институций и конвенционального искусства. . И я хочу рассказать о важнейшей художнице 20-21 вв. Ее зовут Барбара Кемижиса. Женщина родилась в Уганде. Ее насиловали с 6 до 11 лет собственные дяди, что привело к алкозависимости и вовлечению в проституцию. Забеременев, она узнала, что у нее ВИЧ. Чтобы получить лекарства и не заразить ребенка, она убежала из дома и жила на улицах Кампалы - столицы Уганды. Она была вынуждена продавать себя, часто оказывалась без лекарств, денег не хватало даже на еду. И, увы, но ее дочь таки инфицировалсь ВИЧ через грудное вскармливание - у матери не было денег на смесь. Но они выжили, и Барбара начала творить! . В Уганде с ВИЧ живет более 3% населения (1,4 млн чел). Люди испытывают огромную дискриминацию, подвергаются насилию, скрывают свой статус, принимают лекарства втайне и тайно же выбрасывают, сжигают упаковку (все, как в России, эвер). . Кемижиса не выкидывает свои банки из-под терапии и банки дочери. Она делает из них инсталляции, что-то типа «жэк-арта» в России - урны в кампусе, стулья, корзины для белья, ограды клумб. Так она не только напоминает о важности регулярного приема терапии и своевременного обеспечения ее, но и предлагает вторичное использование пластика. По ее словам, главное для нее - преодоление стигмы. . Барбара основала свой проект Pill Power Uganda. Участники учат ВИЧ+ людей делать из под упаковок полезные предметы. Они забирают из центров СПИД упаковки и превращают их в колокольчики и детские игрушки. Так, они привыкают, что принимать ВИЧ-терапию не стыдно и даже немного зарабатывают. 🔼🔼🔼

Публикация от Boris Konakov (@lastvirgin)

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Сегодня, 23 мая, день рождения Юлии Цветковой @yuljatsvet - активистки и художницы, которая находится под следствием с угрозой заключения на 6 лет за ЛГБТИК и феминистский активизм. ⠀ Юля провела под домашним арестом несколько месяцев, ей поступают угрозы от гомофобных экстремистов, а живет она в маленьком городе, где нет сообщества единомышленни_ц. Сегодня мы стараемся сделать Юлину историю более видимой, а еще - показать, как много людей поддерживает Юлю и помнит о ней. ⠀ В честь Юлиного дня рождения ее мама Анна Ходырева вместе с @serenko_daria и @loljanordic запустили флешмоб #свободные_художни_цы. Он про видимость женского и/или квир-искусства и активизма, он про тех, кого обычно практически не слышно в хоре мужских голосов "признанных гениев". Посмотрите по хештегу, там уже так много разных персоналий! ⠀ А я позавчера написал эту песню - в честь флешмоба и как поздравление для Юли, про нее и про всех квир-художни_ц - про тех, кто продолжает быть собой и делать свое дело несмотря ни на что. Нас можно закрыть в тюрьму, но никто и никогда не сможет отнять ту свободу, которая внутри. ⠀ С днем рождения, Юля! Я так сильно сопереживаю тебе и так сильно хочу, чтобы все стало лучше. Мне очень жаль, что мы так далеко друг от друга. Надеюсь, интернет донесет до тебя хотя бы немножко нашего тепла. ⠀ (Видео без стыков можно посмотреть на Ютубе - ссылка в описании моего профиля, а сам трек можно бесплатно скачать с bandcamp).

Публикация от Мира Тай (@tai_smoke)

Смотрите другие посты флешмоба #свободные_художни_цы в инстаграме.