Грядут долгие выходные, поэтому всех неравнодушных к современному искусству зовем в Музей «Гараж». В Музее сейчас идет классная выставка «Мы храним наши белые сны». Это масштабное исследование роли восточных духовных практик в русской культуре XX века. Казалось бы, причем тут квир… Специально для «Открытых» старший куратор «Гаража» Катя Иноземцева рассказывает о гомоэротической части инсталляции.

В РАБОТАХ КАКИХ ХУДОЖНИКОВ НА ВЫСТАВКЕ ПРИСУТСТВУЕТ КВИР-СЮЖЕТ И КАК ОН ПРЕДСТАВЛЕН?

Усто Мумин «Радение с гранатом», 1923

Главным образом в разделе, посвященному художественной практике кружка так называемых «Самаркандских прерафаэлитов» (термин Бориса Чуховича). Есть, например, ключевая для Усто Мумина вещь «Юноша гранатовые уста» (также известная как «Радение с гранатом»): это фактически житийная икона, только все сюжеты этого жития связаны с историей любви двух юношей, которых мулла в результате благословляет на брак и финальная панель представляет двойную могилу возлюбленных.

ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКИ ОБРАЩАЛИСЬ К ЭТИМ СЮЖЕТАМ И КАК ЭТО СВЯЗАНО С КУЛЬТУРОЙ СОВЕТСКОГО ВОСТОКА?

Алексей Исупов «Старший брат». 1921

«Степановский кружок»

Я думаю, что в связи с самаркандским кругом Степанова, куда входили и Усто Мумин, и Алексей Исупов, интерес к гомоэротическим сюжетам связан с особым пониманием  интеллектуальной жизни, которую не должны омрачать бытовые заботы, связанные с традиционным браком и семьей как это имело место, например, в древней Греции. Художники культивировали образ жизни, принципиально противостоящий  советской системе и образу мыслей, и в этой связи восточная традиция мальчиков-бачей, прислуживающих во время встреч и бесед укладывается в структуру альтернативной жизни самаркандского круга. Полагаю, что рассуждения, связанные с особой чувственностью, которую порождает нахождение европейца в экзотической природной и архитектурной ситуации, носят максимально спекулятивный характер.

ИМЕЛИ ЛИ САМИ ХУДОЖНИКИ ОТНОШЕНИЕ К КВИР-КУЛЬТУРЕ?

Даниил Степанов «Мальчик-бача», 1921-1924

По некоторым данным, которые кропотливо собираются в настоящий момент, да, безусловно.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО И ПОЧЕМУ ИМЕННО ЭТИ РАБОТЫ И ЭТА ТЕМА ЗАТРОНУТА НА ВЫСТАВКЕ В «ГАРАЖЕ»?

Алексей Исупов «Мать и дети», 1921

Алексей Исупов «Продавец фарфора», 1921

Этот фрагмент выставки неотъемлемая ее часть. Нас интересовал не столько собственно квир-сюжет, но глобально — стратегии эскапизма и пути мистицизма в советское время. Но очевидно, что сложившееся в результате целостность, образы художников заставили говорить о том, что гомоэротические сюжеты определяли нарратив, сообщали другие параметры живописи и в конечном итоге сформировали если не школу, то одно из самых удивительных и еще толком не описанных художественных событий в истории искусства первой половины 20 века.