Одна из самых известных работ на гомосексуальную тематику, которая получила широкую не только в России, но и за ее пределами, стала фотография, известная как «Целующиеся милиционеры» арт-группы «Синие носы». Авторское название композиции — «Эра милосердия».

Объединение «Синие носы» было образовано в 1999 году в Новосибирске. В его состав входят Вячеслав Мизин, Александр Шабуров, в проектах группы также принимали участие Константин Скотников, Дмитрий Булныгин, Максим Зонов, Евгений Иванов и другие.

В 2005 году работа «Эра милосердия» выставлялась в галерее Марата Гельмана и участвовала в 51-й Венецианской биеннале. В 2007 году работа была отобрана для участия в выставке «Соц-арт. Политическое искусство в России», которая должна была открыться в парижской галерее «La Maison Rouge», но что-то пошло не так. 8 октября 2007 года тогдашний министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов выступил с критикой планирующейся парижской экспозиции: «Если она [выставка] там [в Париже] появится, то это будет тот самый позор России, за который отвечать нам придется уже по полной. […] После того, как святейший патриарх во Франции говорит о нравственности, о критериях духовности, и первое, что делает Россия — она показывает там порнографию. […] Это недопустимо… везти всю эту порнографию, целующихся милиционеров, эротические картинки в Париж». Министр особо отметил работу «Синих носов», показав, что «отвечать по полной», в его понимании, придется именно за нее.

Хотя Александр Шабуров клялся, что «фотография не имеет никакого отношения к гей-движению», работа на выставку так и не попала. Министерство культуры было готово опозориться на весь мир, продемонстрировав акт волюнтаристской цензуры, лишь бы не допустить изображения поцелуя двух мужчин на проходящей под эгидой государственных институций международной выставке. Имиджевый урон, связанный с этим, был признан несущественным; лишь бы «гомосексуализм не прошел».

Позже «Синие носы» вернулись к теме «Эры милосердия», на сей раз распространив ее на другие социальные слои и группы. Так появились «Целующиеся балерины», «Целующиеся футболисты», «Целующиеся десантники» — далее по списку.


Текст: Алек Д. Эпштейн