Россия и Беларусь — государства с похожими проблемами, особенно если речь заходит о правах ЛГБТ-людей. В беларусском медийном пространстве много ярких, провокационных или ироничных квир-персон, о которых едва ли знают в России. Мы решили это исправить. Команда антидискриминационного проекта Make Out рассказала «Открытым», кто и как творит квир-культуру в Беларуси.

Проект позиционируется как «единственный подпольный театр в последней диктатуре Европы». Коллектив нередко поддерживает с помощью перформансов ЛГБТ-людей — например, в 2018 году на прайд-параде в Торонто актеры и актрисы сфотографировались с фигурой руководителя МВД Беларуси Игоря Шуневича, известного гомофобными высказываниями. 

В этой акции участвовала и Мария Алехина из Pussy Riot, которая выступала в рамках Беларусского свободного театра с биографическим спектаклем Burning Doors — в основе сюжета лежат истории Алехиной, художника Петра Павленского и режиссера Олега Сенцова.

В 2018 году театральная лаборатория Fortinbras при Беларусском свободном театре устроила перформанс в Минске под названием «Деконструкция милиционера». Актеры в милицейской форме, но с радужными погонами представлялись прохожим как «ЛГБТ-МВД» и просили предъявить улыбку.

Художник Сергей Шабохин

В своем творчестве Шабохин поднимает такие темы, как миграция, советское наследие, активизм и права ЛГБТ-людей. Художник создал цикл работ под общим названием Fear of castration, направленных на критику официальной беларусской и польской культуры через столкновение с гомосексуальной субкультурой.

Инсталляция представляет собой dark room-лабиринт, внутри которого фотографии интерьеров гей-клубов и баров Варшавы — по задумке автора это показывает конфликт со стерильной патриархальной доминирующей культурой. Также лабиринт содержит Zones of Repression: беларусские геи оставляют сообщения на стенах общественных туалетов, но в отличие от уборных в других странах, в Беларуси все общественные места чистят до блеска. Поэтому люди пишут сообщения друг другу маленькими почти незаметными буквами между плитками.

Женская панк-группа Messed Up

В группе, которой уже 4,5 года, три девушки из города Гродно (западная Беларусь) — Настя, Лиза и Маша. В своих песнях, срываясь на крик, они обрушиваются с критикой на патриархат, государственные репрессии, войны и гомофобию, а к себе применяют риклейминг, подписывая совместное фото «Белорусские лесбуха, фемка и шафка». 

Чаще всего Messed Up выступает в Литве и Польше, в родной Беларуси концерты группы полулегальны, а панк в целом окружен флером негативных стереотипов — тем более женский панк.

Режиссер Юра Диваков

Режиссер-авангардист Юра Диваков первым в беларусском искусстве ввел квир-эстетику в театральный контекст, поставив спектакль Oedipus («Эдип») в Гомельском городском театре. «Дочери Эдипа, царевны Антигона и Исмена, — безмолвные сестры-близнецы и романтичные лесбиянки, увлеченные друг другом и игнорирующие традиционную мораль. […] одетые в розовые трико сестры боксируют, и их сражение оканчивается поцелуями», — писал в 2019 году Make Out.

Диваков смело (на грани провокации) заявляет о сексуальности и телесности в своих спектаклях. Режиссер отводит квир-тематике место так же в постановках «Гоголь.Fatum», «Рейкьявик‘74» (для Беларусского свободного театра) и других. Увидеть их можно как в театрах Беларуси, так и Польши.

«Малая, изолированная страна со своими идолами и суевериями, с торговлей геополитическим положением и “проституцией” исполнительной власти, полиции и судебных органов предстают гей-клубом с розовой неоновой вывеской “Рейкьявик ‘74”, а все фигуранты уголовного дела — полиаморными феминными кроссдрессорами», — писал «Зерне» в 2020 году.

Стендап-группа «Тема Vidos»

Лесбийский юмористический проект возник в Гомеле в 2009 году, сейчас в его составе Настя, Мария, Вета и Руслана. Первое время девушки снимали пародии на известные российские телепередачи («Званый ужин», «Модный приговор», «Битва экстрасенсов» и другие), в которых по сюжету главными героинями были лесбиянки.

В 2016 году «Тема Vidos» занялась производством сериалов «Реальные девчонки» и «Все свои». В них участницы иронизировали над лесбийскими «иконами» вроде Дианы Арбениной, Земфиры и Веры Полозковой и высмеивали стереотипы о гомосексуальных женщинах на постсоветском пространстве.

«Существует мнение, что тематическая жизнь примерно такая. Вот в сериале и показано, какая, только преувеличено в несколько раз. Не нужно это воспринимать всерьез, ведь вся наша жизнь — это юмор», — рассказывали участницы в интервью Make Out.

Сейчас девушки продолжают выпускать юмористические видео и выступать со стендапами на мероприятиях.