Если 1920-е запомнились обществу как эпоха флэпперов, то у 2020-х есть все шансы стать эпохой дрэга. В новое десятилетие мы вошли с двумя крупными российскими проектами, в которых была задействована культура вог-балов 80-х и дрэг. Так, в новогоднем видео Vogue участвовали Лорина Рэй, Ники Джем, Майя Рейенс и Фригида, а The Blueprint снял версию «Позы» с московскими инфлюенсерами. На Западе дрэг уже давно превратился в мейнстрим; настало время, чтобы и на российских просторах дрэг-артисты стали более видимыми и востребованными.

Меня зовут Фешон Лефт, я дрэг-артист из Санкт-Петербурга и в этой статье я хочу рассказать об альтернативной стороне дрэга, которая существует вне RuPaul’s Drag Race и гей-клубов.

ЧТО ТАКОЕ ДРЭГ СЕЙЧАС?

В первую очередь дрэг — это вид перформативного искусства. Долгое время под дрэгом подразумевали гиперболизированное перевоплощение в противоположный гендер («дрэг-королева» — из парня в девушку, «дрэг-король» — из девушки в парня. — Прим. ред.). Но как и многие явления, дрэг не стоит на месте. В эпоху, когда все больше людей становятся осведомлены о гендерной теории, дрэг развивается вместе с социокультурными феноменами. Если раньше королевы и короли характеризовались четкой бинарностью, то теперь артисты со всего мира пытаются разрушить эти границы.

Дрэг-артист создает собственного персонажа и через этот образ осуществляет свою творческую деятельность, будь то выступление в клубах, инстаграм-блог и что угодно еще. В дрэге нет правил или табу, а во главе стоят полная свобода творчества и яркая самобытность. Современное понятие дрэга включает в себя классических квин и кингов, но и не оставляет в стороне так называемых хайпер-артистов (цис-парней как дрэг-кингов и цис-девушек дрэг-королев. — Прим. ред.) и транс персон.

Когда я только начинала, я презентовала себя как хайпер квин. Со временем я поняла, что в рамках феминного персонажа мне тесно, и придумала Фешон Лефт — гендер флюидную дрэг-персону. Вне образа я цис-девушка с Солнцем в Рыбах и восходящим знаком в Близнецах, а в дрэге — Фешон, гендерная экспрессия которой флюидна. 

ДРЭГ И ГЕНДЕР

Гендер — это социальный конструкт, и дрэг-искусство позволяет артистам тщательно его исследовать. Например, некоторым транс женщинам дрэг помогает принять свою феминность в безопасном квир-пространстве до того, как они решились на каминг-аут. При этом ошибочно считать, что дрэг-артисты и транс персоны — это одно и то же. Дрэг — это перформанс, то, что можно «надеть» на себя и «снять», в то время как транс идентичность остается с тобой 24/7. Взаимно заменяя понятия вы обесценивание опыт транс персон (чаще всего транс женщин) и создаете неверную репрезентацию сообщества. Важно отметить, что неправильно называть дрэг-королев «тран****ми» и «тра***ми»: это некорректные термины, которые транс женщины считают оскорбительными.

Отношения между дрэг- и транс-сообществом имеют многолетнюю историю и на данный момент в дрэг-коммьюнити особо ценится почтение. Так, в 2015-м году культовый дрэг-клуб Trannyshack в Сан-Франциско сменил название на Mother в знак уважения к транс людям.

До тех пор, пока артист остается честным и никого не оскорбляет, искусство дрэга позволяет интерпретировать гендер самыми разными способами. Это может быть насмешка над гендерным стереотипами или наоборот максимальное отдаление от них. Например Andro Gin — дрэг-кинг, который вдохновляется образами из комиксов. Его персонаж выглядит довольно андрогинно, что также отражается в имени. Или Hungry, образы которой в принципе далеки от человеческих. 

БЕЗ НОГОТОЧКОВ НЕ ПУСТИМ

Реалити RuPaul’s Drag Race сыграло большую роль в популяризации дрэга. Но вместе с тем пришли и жесткие рамки, по которым теперь судят артистов. В шоу РуПола представлена только одна сторона дрэга — отполированные парички и каблуки не ниже 8 сантиметров. Из-за этого любого артиста, который не похож на участницу  Drag Race, мало кто воспринимает всерьез. К счастью, существует проект The Boulet Brothers’ Dragula, в котором принимают участие так называемые альтернативные артисты, среди которых есть и дрэг-кинги и небинарные персоны. Перед каждым обсуждением судьи напоминают, что они критикуют не сам дрэг, а то, как артист проявляет себя в конкретном задании. 

Так как дрэг является формой искусства, а искусство субъективно, нельзя «подгонять» всех артистов под определенный стандарт. Не все королевы должны носить накладные ногти и ресницы до линии роста волос. Куда интереснее, когда каждый артист самобытен и вносит что-то свое в общую культуру. Главная задача — принимать и уважать любой дрэг. Нельзя критиковать артиста только потому, что он делает «нетипичные вещи», — эту энергию мы оставляем в 2019-м году.

И ЧТО ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ?

Дрэг не ограничивается гей-клубами и американскими реалити-шоу. Дрэг-искусство многогранное, глубокое и сложное. Любой человек, вне зависимости от гендерной принадлежности, может создать свою дрэг-персону и через нее воплощать в жизнь свои самые креативные идеи. Дрэг — это всего лишь персонаж, а что с ним делать, каждый решает сам. Это касается и внешнего вида, и деятельности, которую выбирает артист. Не обязательно выступать в ночных клубах, если вам это не по душе. Вы можете стать стримером на «Твиче», писать музыку или вести блог от лица своей дрэг-персоны, в котором вы будете обозревать веганские продукты. Главное — уважать себя и окружающих.