Солдаты и матросы в женских платьях — фотографии участников и посетителей первых травести-шоу в Петрограде 1920‑х годов. Этот материал впервые был опубликован на сайте Arzamas.

Во время Первой мировой войны в Петрограде возник некий салон, членами которого были мужчины, питавшие интерес к музыке, поэзии и представителям собственного пола. Его основал Михаил Павлович Бычков. До революции он состоял в департаменте общих дел Министерства народного просвещения и к 1917 году дослужился до коллежского советника. Отлично музицировал, водил короткое знакомство с артистами, устраивал у себя на квартире театральные и музыкальные понедельники, приглашая творческую богему. После революции Бычков  занял пост начальника финансово-счетной части Петроснаба Главлесом.

Завсегдатаем вечеров Бычкова был князь Георгий Авалов, бывший танцовщик, а в советское время — скромный контролер 2-й Государственной типографии. К Михаилу Павловичу часто наведывались актеры Сергей Мила­шевич и Николай Петров. Бывал здесь и Владимир Пономарев, именитый танцовщик, премьер Мариинского театра, бывший участник дягилевских «Сезонов». Дорогими гостями Бычкова были поэт Евгений Геркен-Баратын­ский и (по косвенным данным) поэт Михаил Кузмин.

Участники инсценированной мужской свадьбы 15 января 1921 года на частной квартире по улице Симеоновской, дом 6. На фото: красноармеец 10‑го артиллерийского батальона воздушной обороны Петрограда Григорий «Вяльцева» Васильев, матрос-хлебопек 2‑го Балтийского флотского экипажа Иван «Фи-фи» Греков, князь Георгий Авалов и другие.

Бычков любил потчевать публику галантными номерами, для чего приглашал к себе артистов-«аристократов» (Льва Савицкого, Федора Полуянова, Евгения Киселева) и некоторых «простых». Все они ловко перевоплощались в женщин, сами придумывали номера, неплохо танцевали. Савицкий и Полуянов хорошо имитировали женские голоса, их номера пользовались популярностью не только у «бычковцев», но и среди красноармейцев: артисты безбоязненно выступали на сцене клуба 2-го Запасного инженерного батальона и, видимо, имели там большой успех.

Старшекурсники Императорского училища правоведения в цыганских, женских и мужских, нарядах. Начало 1910-х годов. Евгений Киселев, а также другой травести-артист, Борис Каминский, учились в Императорском училище правоведения и, вероятно, там же впервые примерили женские наряды.

Были среди первых травести и выходцы из низов. Романсы хорошо удавались Григорию Васильеву, красноармейцу 10-го артиллерийского батальона воздушной обороны Петрограда. Боец умел носить платья, хорошо имитировал женские голоса, за что и получил прозвище Вяльцева (в честь знаменитой эстрадной певицы, исполнительницы цыганских романсов Анастасии Вяльцевой). Георгий Халоппанен, 34-летний женатый снабженец, служивший в петроградских топливных органах, не пел. Он просто рядился в женщин, иногда являлся в бархатном красном платье с жабо и парике странного, яростно-рыжего оттенка.

Театр в немецком лагере военнопленных. Все женские роли исполняют мужчины. 1918 год. Некоторые участники свадьбы 1921 года также прошли немецкие и австрийские лагеря и, вероятно, участвовали в подобных спектаклях.

Одним из самых ярких травести из «простых» был Иван Греков, здоровяк, матрос-хлебопек 2-го Балтийского флотского экипажа. И по совмести­тельству — женский имперсонатор по прозвищу Фи-фи. В начале революции Греков отправился на костюмированную вечеринку в Калашниковскую биржу и познакомился там с красноармейцем Григорием «Вяльцевой» Васильевым. Тот ввел матроса в круг любителей переодеваний и помог ему получить ангажемент.

1917–1918 годы.

Ханзи Штурм, самый известный женский имперсонатор Веймарской республики. Фотооткрытка начала 1920-х годов. 

Нарядами увлекались многие имперсонаторы. Готовили наряды тщательно, ревностно. У Льва Савицкого, Евгения Киселева, Федора Полуянова был десяток превосходных женских костюмов, парики, а также балетные пачки и пуанты, возможно, сшитые на заказ у частных портных. К примеру, Иван Греков и молодой военмор Иосиф Дубинский, покупали или брали напрокат наряды у Александра Васильевича Лейферта. Это был один из самых известных и уважаемых мастеров сценического и маскарадного костюма, чей торговый дом «Братья А. и Л. Лейферты» на улице Караванной, 18, работал с лучшими театрами императорского Петербурга и заграничными труппами. Практически все лучшие столичные семьи заказывали у него наряды для маскарадов

Два молодых травести-любителя изображают сценку из «Танца апашей». Начало 1920-х годов.

Два артиста, один из них — женский имперсонатор. Петроград, начало 1920-х годов. Фотографии русских травести начала 1920-х — настоящие раритеты.